Вероятностные модели

 

Учебная цель:

научить учащихся строить информационные вероятностные модели  объектов и процессов;  на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel и StarOffice Calc (OpenOffice Calc); проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

 

Развивающая цель:

Развивать исследовательские навыки.

 

Воспитательная цель:

Прививать стремление к успеху, воспитывать такое качество личности как делать самостоятельный выбор.

Ход урока:

 

1. Актуализация опорных знаний. Цель повторить вероятностный подход к измерению количества информации. 

Проведение эксперимента с монетой. Полилог с учащимися о теории вероятности, равновероятностных и неравновероятностных событиях. 

2. Формулировка темы и цели урока.

 Вопрос к классу о целеполагании и тематике урока. Как вы думаете, почему мы начали урок с эксперимента? Каким моделям  мы сегодня посвятим урок?

3.  Изучение нового материала. Цель: через исследовательскую деятельность учащихся научить строить информационную, формальную и компьютерную модели случайных процессов. 

Исследовательская деятельность по построению модели «Бросание монеты».

 

Построение качественной вероятностной модели «Бросание монеты». Разработка формальной модели. 

 

Качественная вероятностная модель:

  • поместим квадрат со стороной 1 в центр координат и разделим его на две равные части по оси, назовем эти части «орел» и «решка»;
  • заменим бросание монеты выводом точек в этот квадрат с помощью генератора случайных чисел;
  • будем считать, что количество точек, попавших в левую часть квадрата, соответствует выпадению «орла», а попадание в правую половину – выпадению «решки».

Формальная модель:

N – количество точек, которые случайным образом генерируются внутри квадрата.

Координаты точек x и должны удовлетворять условиям:

-1 £ x £ 1 и -1£ y £ 1.

О – количество точек, попавших в левую часть квадрата – «орлы», координаты которых удовлетворяют условию:

-1 <= X And X < 0 And -1<= Y And Y <= 1.

R – количество точек, попавших в правую часть квадрата – «решки», координаты которых удовлетворяют условию:

0 < X And X <= 1 And -1 <= Y And Y <= 1

4. Постановка задачи на следующий урок. Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе на следующем уроке.

Обзор вероятностных моделей. Знакомство со справочной методической литературой.

5. Домашнее задание.  Реализовать проект «Метод Монте-Карло», выбрать вероятностную модель для выполнения самостоятельной практической работы, построить качественную и формальную модель. 

6. Подведение итогов. Цель: оценить работу учащихся и учителя. Рефлексия. Беседа с учащимися об уроке.

 

ВложениеРазмер
2_uroka_veroyatnostnye_modeli.doc246.5 КБ