Урок "Калькулятор" для 7 класса из брошюры "Пропедевтика алгоритмизации" (из программы обучения в РК)

Классы: 

Цель: Ознакомить учащихся с принципами работы стандартного приложения Windows® «Калькулятор», применяя малоиспользуемые возможности.

Задачи: Научить выполнению арифметического счёта; практическому использованию текстового редактора; закреплению навыков копипейста; ввести понятие линейного алгоритма и подготовить к пониманию ситуации использования алгоритмов на практике.

Знания: Учащиеся получают знания практического использования приложения «Калькулятор», пополнение словаря термином «Алгоритм»; понимание процедур, состоящих из последовательности действий.

Ожидаемый результат: Подготовить учащихся к пониманию и использованию алгоритмических структур.

Умение: В ходе занятия учащиеся обретают навык самостоятельного использования приложений Windows®, вырабатывают алгоритмическое мышление.

 

Вводная часть (3 мин.)

Здравствуйте. Каждому из вас приходилось решать математические задачи, прибегая к помощи настольного калькулятора или функции калькулятора в сотовом телефоне.

Сегодня мы начнём изучение программы Калькулятор, а так же повторим использование текстового редактора и команды использования буфера обмена. В конце урока, после объяснения, мы выполним практическую работу, за которую можно будет оценить вас с хорошей стороны.

Вопросы к повторению:

  1. Как называются программы, способные создавать и редактировать текстовые документы, назовите их (текстовые редакторы, Блокнот, Word Pad).

  2. Что такое буфер обмена (участок памяти для хранения и переноса цифровых данных в виде текста, графики, звука, видео между приложениями).

  3. Какие команды используют при работе с буфером обмена (копировать, вставить, вырезать).

  4. Назовите сочетания клавиш для вызова команд работы с буфером обмена (Ctrl+C, Ctrl+Insert, Ctrl+V, Shift+Insert, Ctrl+X, Shift+Delete).

  5. Какие операции над числами можно выполнить в калькуляторе сотового телефона (сложение, вычитание, умножение, деление).

 

Основная часть (20 мин.)

Калькулятор это приложение Windows®, моделирующая работу с обычным электронным калькулятором. Оно позволяет выполнять арифметические действия в режиме Обычный. В старших классах нам пригодится режим Инженерный, в котором можно произвести более сложные вычисления, узнать, как переводят числа в систему, которой владеет компьютер, подсчитать среднее значения вводимых данных и многое другое.

Запуск Калькулятора осуществляется по команде Пуск-Программы-Стандартные-Калькулятор (демонстрация запуска). Интерфейс состоит из стандартного заголовка, строки меню, индикатора результата, индикатора использования дополнительной памяти, числовых и специальных кнопок. Числовые кнопки выводят на индикатор цифры, кнопки с изображением арифметических действий позволяют задать команду действия; «=» для получения результата. Кнопки «С» (Clear) подготавливают калькулятор к новому примеру, стирая все данные в памяти; «СЕ» (Clear Edit) очищает строку индикатора; «Backspace» удаляет последнюю цифру. Функция «sqrt» предназначена для извлечения корня квадратного; «%» для вычисления процента от чисел, «1/x» вычисляет обратное значение числа.

Рассмотрим работу калькулятора на примере вычисления выражения: «2+3=». Для получения результата вводим последовательно друг за другом данные, нажимая кнопки:

 

2

 

+

 

3

 

=

 

Сначала первое слагаемое «2» высвечивается на индикаторе, после ввода «+» и второго слагаемого заменяется цифрой «3». Первое слагаемое попадает в ячейку памяти, называемой x. Индикатор связан с ячейкой памяти y (это похоже на названия неизвестных в математике). После «=» на индикатор выводится результат вычисления. Обратите внимание на «1/x», где указано имя ячейки.

Для хранения промежуточных вычислений используется ещё одна ячейка памяти «М» (Memory). «MC» (Memory Clear) очистка дополнительной ячейки, «MR» (Memory Read) читать из памяти, «MS» (Memory Set) установить данное в память, «M+» дополнить данное ячейки m данным индикатора y. На дополнительном индикаторе высвечивается М, это событие означает, что в ячейке есть информация.

 

Методическое примечание: работа учеников в тетради заключается в конспектировании обозначений кнопок калькулятора в режиме Обычный, представленных преподавателем и находящихся в учебнике.

Дополнительную память используют при хранении промежуточного результата, или результирующих данных. Пример выражения просуммирует результат произведений: «2×3+4×5 =».

Приведём последовательность нажатия кнопок, отрисованных в окне приложения Калькулятор, заметим, что если числа и знаки арифметических действий можно ввести с клавиатуры, то действия работы с дополнительной памятью доступны только из окна программы:

 

2

 

×

 

3

 

=

 

MS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

×

 

5

 

=

 

M+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калькулятор связано со сторонними приложениями с помощью буфера обмена, и поэтому результат вычислений можно перенести в текстовый редактор командой Правка-Копировать (на стороне калькулятора), Правка-Вставить (на стороне стороннего приложения).

 

Методическое примечание: на уроке по теме «Текстовый редактор WordPad: буфер обмена» можно обзорно объяснить работу калькулятора в режиме Обычный для вычисления простейших выражений и переноса результатов вычислений в текстовый редактор с помощью буфера обмена. В практическом задании (например, создание прайс-листа с использованием изображения и ценника) в текстовый документ помещается рисунок, созданный в графическом редакторе и числовые значения, вычисленные в калькуляторе.

Для наглядности введём данный пример «2*3+4*5=» в приложение Блокнот, описав знак умножения символом «*». Выполним вычисления и результат перенесём из калькулятора. При решении похожих выражений возникает необходимость вновь и вновь вводить выражения, используя клавиши дополнительной клавиатуры или отрисованные кнопки интерфейса окна приложения. Поэтому предлагаю ускорить вычисления и воспользоваться «шпаргалками», записанными в блокноте. Воспользуемся тем, что приложение калькулятор с помощью буфера обмена может перенести не только результаты вычислений из индикатора и обратно, но и математическое выражение, записанное в Блокноте в Калькулятор.

Комплект используемых приложений.

Рисунок 1. Комплект используемых приложений.

 

Выделим выражение «2*3+4*5=», скопируем его в буфер обмена, в режиме калькулятора Инженерный вставим из буфера и получим результат «26».

 

Методическое примечание: в режиме Обычный калькулятор не учитывает приоритет арифметических действий, выполняя действия по-порядку, как записано. Поэтому для выполнения данной работы используем режим Инженерный. Для первичной демонстрации можно использовать режим обычный, но только используя пример вычисления выражений с одним действием «2+2=», содинаковым приоритетом действий «2+2+2=», специально подготовленный пример «2*2+2=», или используя скобки «2+(2*2)=». Для продолжения вычислений перейти в режим Инженерный (для математически подготовленных учащихся можно назвать причину перехода в другой режим).

Для решения примеров с использованием дробей необходимо помнить правило: все дроби записываются в строку, поэтому «двухэтажных» дробей не бывает. Например, в Блокноте запишем строкой 2/3. Для более сложных примеров используют скобки, способные изменить порядок вычислений, например «2*(3+4)=». «(2+3)/(6-1)=» вычисляется выражение в числителе, затем знаменателе, последнее действие – деление.

 

Методическое примечание: данное выражение можно было бы посчитать непосредственно в режиме Обычный, используя дополнительную память и вычисления начать со знаменателя, что не всегда очевидно для школьника:

 

6

 

-

 

1

 

=

 

MS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

+

 

3

 

=

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MR

 

=

 

 

 

 

 

 

 

Инженерный режим позволяет использовать скобки, при этом запись выражения становится прозрачной и придерживается математической записи выражения, хотя количество действий не изменяется:

 

(

 

2

 

+

 

3

 

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

(

 

6

 

-

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

)

 

=

 

 

 

 

 

 

 

Способ с использованием дополнительного текстового редактора позволяет показать связь между приложениями и повторить навыки использования текстового редактора и буфера обмена.

Имеет все преимущества использования текстового файла:

  • сохранение для последующей работы;

  • редактирование при решении подобных примеров;

  • наглядное представление выражения.

Создаётся понимание того, что алгоритм может быть записан пользователем в текстовом редакторе и выполняется исполнителем.

Вся запись в Блокноте записывается в одну строку, в одну линию и состоит из отдельных символов. В калькулятор из буфера обмена информация тоже вводится посимвольно, последовательно, друг за другом, команда за командой (если считать каждый символ командой ввода этого символа). Такую последовательность команд для решения исполнителем примеров называют Алгоритмом, исполнителем является калькулятор. В старших классах мы будем использовать более сложные алгоритмы для решения задач на компьютере, а сегодня решим простые математические примеры данным приёмом.

Практическая часть (20 мин.)

Практическая работа состоит из двух примеров в варианте. Запустите Блокнот, Калькулятор, переведите калькулятор в режим Инженерный (Вид-Инженерный). Выберите задание. В Блокноте введите первый пример в одну строку, используя скобки, помня правило написания дробей. Выделите написанный пример со знаком равенства и скопируйте его в буфер обмена. Вставьте в Калькулятор из буфера обмена последовательность символов и получите результат. Запишите ваше выражение из Блокнота в тетрадь. Очистите калькулятор и приступите к следующему примеру. Если целая часть числа равна нулю, то для его записи в выражениях ноль можно опустить и начать запись с десятичной запятой («0,4» = « ,4»).

 

Методическое примечание: данное замечание полнее раскрывает понятие «Математическое выражение», записанное по правилам алгоритмичесих языков программирования.

Вариант 1.

1. Вариант 1 Пример 1

Рисунок 2. Пример 1.

(ответ: 10; (3-0,5)*(1+6*0,5)/(2*0,5)=)

2. Вариант 1 Пример 2

Рисунок 3. Пример 2.

(ответ: 2; (28-34+63*2)/(55+20/4)=)




Вариант 2.

1. Вариант 2 Пример 1

Рисунок 4. Пример 1.

(ответ: 27; (5-,5)*(2+4*2,5)/(4*,5)=)
 

2. Вариант 2 Пример 2

Рисунок 5. Пример 2.

(ответ: 2; (20-46+73*2)/( 30/5+54)=)

Заключение (2 мин.)

Сегодня на уроке мы повторили возможности работы с Блокнотом, буфером обмена и узнали о применении текстового редактора при работе с приложением Калькулятор. Все последовательности действий называются алгоритмом, мы смогли их реализовать и получить результат, при этом исполнял наши алгоритмы калькулятор. Мы использовали линейный алгоритм. В старших классах вы узнаете о существовании других типов алгоритмов. Вы сможете писать алгоритмы на особых языках программирования и вас можно будет назвать программистами. Урок окончен, благодарю.

 

Методическое примечание: в конце урока даётся оценка работы и выставляется отметка.

ВложениеРазмер
Propedevtika_algoritmizacii.pdf1.12 МБ

Спасибо за материал. 

--------
Ильфат Рифатович Исмагилов