Человек и информация

 

 

Тема:  Человек и информация

Цели урока:

·         подготовить учащихся к умению «видеть» информационную составляющую в деятельности человека; обратить внимание учащихся на роль информации в жизни человека;

·         обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров;

·         провести инструктаж по технике безопасности и напомнить правила поведения при работе в компьютерном классе.

Педагогические задачи:

·         развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;

·         продолжать формировать информационную культуру ребенка;

·         раскрыть смысл понятия «сообщение», используя его в разных контекстах.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

·         знать и называть виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая);

·         понимать значения слов «информация» и «сообщение», уметь правильно использовать их; уметь приводить примеры простых видов человеческой деятельности с выделением информационной составляющей.

Ключевые понятия: сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

инструменты, работа с информацией, системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Общая характеристика урока:

·         форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);

·         тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);

стратегия — индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, мультимедиа-проектор, обучающая программа, рисунки, иллюстрирующие информационную деятельность человека, в том числе его работу на компьютере, электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

План урока

1.      Организационный момент, знакомство с оборудованием компьютерного класса, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке (3-5 мин).

2.      Обобщение сведений, известных ребенку по теме урока, в виде эвристической беседы (3—5 мин).

3.      Выполнение заданий в рабочей тетради (7-8 мин).

4.      Физкультминутка (2-3 мин).

5.      Компьютерный практикум (5-10 мин).

6.      Обобщение и подведение итогов (3 мин).

7.      Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход (сценарий) урока

1. После знакомства с классом, прокомментировать правила по технике безопасности и поведения при работе на компьютере — объяснить, почему этого делать нельзя (не рекомендуется):

·         входить в класс нужно только в сменной обуви, с чистыми руками;

·         запрещается вставать, бегать по классу, болтать ногами, сидя за компьютером;

·         приступать к работе за компьютером можно только после разрешения учителя, строго следуя всем его указаниям;

·         нужно находиться на расстоянии вытянутой руки от экрана;

·         не следует резко перемещать части компьютера, прикасаться к экрану монитора, трогать провода;

·         при запахе дыма нужно срочно сообщить учителю.

Повторить составные части ПК (если информатику дети уже изучали ранее по компьютерно­му варианту) или познакомить учащихся с составом ПК

2. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. В зависимости от способа восприятия, информация бывает зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, тактильная (осязательная).

Для передачи или хранения информации человек представляет ее в виде сообщения в текстовой, звуковой, числовой или графической форме.

В любой деятельности человека можно выделить работу с информацией. Он:

·         получает сообщение в той или иной форме (письмо, записку);

·         читает рассказ или повесть, воспринимает смысл;

·         передает свои мысли и чувства с помощью рисунка, песни, танца и игры на музыкальных инструментах;

·         производит вычисления (решает задачи и примеры);

·         заполняет дневник наблюдений за погодой (записывает в виде чисел температуру, давление);

·         беседует по телефону или просматривает сайты в сети Интернет;

·         пишет под диктовку учителя или записывает значение новых слов из словаря.

На примерах отработать понятия «сообщение» и «информация», чтобы дети поняли различие между этими двумя терминами.

В сообщениях мы передаем информацию о себе, своих мыслях и чувствах, эмоциях и переживаниях, мы можем описывать окружающий мир, как выглядит тот или иной предмет, как проходил праздник, какая сегодня погода, какие птицы, растения и животные есть в нашей квартире или в лесу.

Человек может сообщить информацию о своем настроении не только с помощью рисунка или устной речи, но и при помощи мимики, жестов. Своим поведением, внешним видом человек передает информацию о себе.

Компьютер — главный помощник человека по работе с информацией. Он не понимает мимики и жестов, но зато может многое другое. Например, быстро вычислять. С его помощью можно легко набирать и красиво оформлять различные документы и отправлять электронные письма. Графические программы позволяют человеку рисовать и работать с изображениями (фотографиями). На компьютере можно прослушивать музыку, песни, записывать через микрофон речь, смотреть видеофильмы.

В процессе беседы, развернутые тезисы которой приведены выше, учитель задает учащимся вопросы:

·         Каким образом человек может передать информацию о предметах окружающего мира, явлениях природы?

·         В каком виде может быть представлено сообщение?

·         Как человек может передать информацию о себе, о своем настроении?

·         Всегда ли человек замечает, как он выглядит, какую информацию о нем получают окружающие люди?

·         Может ли компьютер понимать жесты, мимику, смысл слов, предложений?

В завершение беседы попросить детей привести примеры компьютерных программ, с которыми они работали дома или на уроках информатики.

3. Решение информационных задач

Упражнение 1. Указать стрелкой, какую информацию могут воспринимать объекты. Целью упражнения является актуализация и систематизация имеющихся знаний и представлений учащихся об информации, воспринимаемой из окружающего мира с помощью органов чувств. Анализируется возможность восприятия живыми существами и техническим устройством (роботом) звука, запаха, света, вкуса. Учитель подводит детей к осознанию того, что непосредственно с помощью органов чувств (органов слуха, обоняния, зрения, вкуса) воспринимают информацию из окружающего мира только живые существа. Это им необходимо, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде. Возможности органов чувств определяются условиями, в которых живет организм. У технического устройства (робота или компьютера) органов чувств нет, но могут быть специальные устройства, с помощью которого в его память поступает информация (о звуке, запахе, цвете, вкусе). Их возможности определяются замыслом человека, их создавшего. Поэтому о роботе нельзя сказать, что он воспринимает информацию. О нем можно сказать, что он получает или принимает информацию.

Упражнение 2. Указать, какую информацию выражают звуками объекты. Цель упражнения — сформировать у учащихся представление о многообразии информации, которую можно выразить звуком. Анализируются случаи, когда звук служит для выражения информации о различных потребностях. Музыка несет информацию о настроении, корова и другие животные выражают звуками, в первую очередь, потребность в пище, ребенок — в игрушках. Очевидно, что возможно несколько правильных ответов. Поэтому при выполнении этого упражнения каждый выбор рекомендуется обосновать описанием ситуации, в которой проявляется та или иная потребность.

Упражнение 3. Завершить предложение. Целью упражнения служит закрепление у учащихся понятия «сообщение»: музыкальное сообщение, устная речь как сообщение. Кроме того, отрабатывается понимание компьютера как помощника человека при работе с информацией.

Упражнение 4. Указать стрелкой орган чувств, которым воспринимается информация. Упражнение нацелено на повторение знаний об органах чувств, и видах информации, которая с их помощью воспринимается.

Упражнение 5. Реализует ту же цель, но представляет собой обратную задачу. Необходимо отметить вид информации, восприятие которого недоступно при временном исключении одного из органов чувств из процесса познания.

4. Физкультминутка

5. Компьютерный практикум

На первом занятии следует:

·         распределить учащихся по рабочим местам;

·         показать и прокомментировать расположение и название частей ПК;

·         обратить внимание на обязательность соблюдения правил техники безопасности.

Можно спросить учащихся, как они понимают, почему надо соблюдать правила техники безопасности и поведения.

Если учащиеся уже работали в компьютерном классе и знают простейшие программы, то имеет смысл предложить им выполнить творческое задание. Например, нарисовать в графическом редакторе иллюстрацию на тему «летний отдых». Можно также в текстовом редакторе набрать небольшой текст с описанием самого интересного события (приключения) во время летнего отдыха.

Оценку за работу необходимо выставлять обязательно, так как она является стимулом для дальнейшей творческой деятельности. Второй вариант — «безоценочный»,  можно предложить учащимся сделать «компьютерный вернисаж» — выставку-презентацию своих творческих проектов.

В части урока (этого и других), отведенной для компьютерного практикума, следует работать с ЭОР, размещенными на CD, входящем в данный УМК.

6. Обобщение и подведение итогов

Обратить внимание:

·         на разницу слов-терминов «сообщение» и «информация»;

·         на виды информации по способу восприятия человеком;

·         на формы представления сообщения (текстовая, графическая, звуковая, числовая).

Для подведения итогов выполнить тест, в котором надо продолжить текст ответа:

Различие между информацией и сообщением заключается в том, что... (сообщение — это форма представления информации, а информация — это смысл, содержание сообщения).

По способу восприятия человеком информация может быть... (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, вкусовая).

Информацию можно представить в форме... (текста, изображения, звука, чисел).

7. Домашнее задание

·         Прочитать текст учебника — § 1 «Человек и информация».

·         Ответить на вопросы в конце параграфа.

·         В рабочей тетради № 1 выполнить задание №6, 7 стр. 8

·         Записать в рабочую тетрадь новые слова.

Урок грамотный, понравился. Не понятно по какому учебнику работаете.