Алгоритм. Способы записи алгоритма.

 

Цель урока: Познакомить школьников с понятиями алгоритма и способами представления алгоритма.

Задачи урока:

образовательные:

  • создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении;
  • познакомить учащихся с понятиями “алгоритм” и способах записи алгоритма;

развивающие:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление;
  • развитие умения планировать свою деятельность;
  • развивать память, внимание;
  • формировать интерес к изучению предмета;

воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитание активности;

План урока:

1.    организационный момент;

2.    вопросы по домашнему заданию;

3.    объяснение нового материала;

4.    обобщение и систематизация знаний;

5.    компьютерный практикум;

6.    домашнее задание;

7.    подведение итогов урока.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • демонстрация “Алгоритм”;
  • ПК каждому учащемуся

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои пытливые умы! Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова (слайд 1):

 «Не нужно нам владеть клинком,

 Не ищем славы громкой.

 Тот побеждает, кто знаком

 С искусством мыслить тонким»

 Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.

Ученики разгадывают ребус на экране проектора (слайд 2)

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы повернули голову направо, насколько сможете, и запомнили место на стене, куда дотягивается ваш взгляд. Запомнили?

Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся, вправо, но постараемся посмотреть еще дальше.

И так, повернулись. Повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо.

 У всех получилось посмотреть во второй раз дальше?

 Я и в первый раз попросила вас повернуть голову, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернули гораздо дальше. А почему?

 А получилось так потому, что перед вами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.

 Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может  добиться гораздо большего.

И так, наша цель на уроке:

·        повторить, что такое алгоритмы,

·         где и когда мы их используем,

·         зачем они нам нужны

·         познакомиться со  способами представления алгоритмов.


 2.Вопросы по домашнему заданию.

Учитель: Вспомните, что такое алгоритм?

 

Алгоритм – это определенная последовательность действий, строгое исполнение которых приводит к задуманному результату (слайд 3).

Учитель: Приведите примеры алгоритмов в жизни.

Дети:

1.     Собираюсь на рыбалку;

2.     Как построить скворечник

3.     Как решить задачу по математике

4.     Как сделать уборку дома

5.    Как испечь торт

6.    Собрать корзину грибов

7.    Пришить пуговицу

Учитель: При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма.

Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ: “Казнить нельзя помиловать!” Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните: (слайд №4).

(На доске в произвольной последовательности расположены действия алгоритма «Сделай колобка из пластилина»).

Учитель: Ребята, можно ли, выполняя этот алгоритм, слепить колобка?

Дети: Нет, т.к. действия идут не по порядку.

Учитель: Откуда пришло к нам слово АЛГОРИТМ?

Дети: Слово «алгоритм» произошло от  латинского написания слова «аль – Хорезми», под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из города Хорезма в современном Узбекистане Мухамеда ибн Мусу, жившего в 783 – 850 гг. (слайд№5)

Учитель: Какие способы представления алгоритма вы знаете?

Дети: перечисление, рисунок, блок-схема, программа (слайд №6)

3. Объяснение нового материала

Учитель: Рассмотрим подробнее один из этих способов – блок-схему.

Запишите в тетрадь тему урока: «Блок-схема алгоритма» (слайд № 7).

Блок-схема – набор геометрических фигур, внутри которых записываются шаги алгоритма.

Чтобы правильно изобразить алгоритм в виде блок-схемы, необходимо знать обозначения ее  элементов (раздает карточки). На карточках вы видите необходимые вам для работы элементы блок-схемы:

  • Заголовок (начало)
  • окончание (конец)

   шаг алгоритма (действие)

  блок проверки заданного условия

  ввод/вывод данных

 

  направление процесса

(слайд №8)

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «21 палочка» (Сыграть с каждым учеником).

Учитель: Понравилось? А кто понял, почему всегда выигрывал учитель?

Теперь чтобы и вы могли выигрывать, запишем алгоритм выигрышной стратегии себе в тетради. Но оформим мы его в виде блок-схемы (слайд №9).

Учитель: Сейчас вы будете выполнять алгоритм практического задания 2.26 и 2.27 из учебника.

6. Проверка выполнения практического задания и выставление оценок.

7. Подведение итогов

Домашнее задание (слайд 10).

Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем.

А начать попробуйте со слов:

 “Сегодня на уроке я узнал…”,

 “Сегодня мне понравилось …”,

 “Сегодня мне не понравилось …” (слайд № 11).


Приложение 1

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1.    Первин Ю.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н. и др. “Роботландия 96”. Информация, алгоритмы, компьютеры. Раздел 1. Пособие для учителя. – Переславль – Залесский, 1996.

2.    Тимофеев О. Н.Рецепты веселой вечеринки: Игры, розыгрыши, забавы. –Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

3.    Журналы "Информатика и образование".

4.     Подписка газет "Информатика".