Проектная деятельность на уроках информатики

Если я задам вам вопрос: «О каком школьном предмете идёт речь? Это один из самых молодых предметов, его содержание постоянно обновляется, его практическую значимость трудно переоценить, он вооружает учащихся знаниями и умениями, необходимыми для изучения других школьных дисциплин, он готовит выпускников школы к жизни в информационном обществе». Я думаю, вы со мной согласитесь, что речь идёт об информатике.

Как учитель информатики я столкнулась со следующей проблемой: с одной стороны современные дети способны очень быстро осваивать разные технологические новинки, программные средства, с другой – испытывают большие трудности при работе с информацией, умении работать в команде, умении представить информацию. Я окунулась в поиск приёмов и методов, которые бы разрешили это противоречие,  сделали бы мой труд и труд моих учеников максимально результативным, интересным, удовлетворяющим запросам современных учеников и современного общества.

Опираясь на теоретические аспекты, предложенные Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, Д.А. Слинкиным, изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее эффективной для уроков информатики является проектная деятельность. Я работаю  над проблемой:

Формирования информационно - коммуникативных компетенций и развитие творческих способностей школьников на уроках информатики через проектную деятельность.

Актуальность и социальная значимость применения проектной технологии на уроках информатики заключается в следующем:

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»[1], − вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проектная деятельность рассматривается не только как технология, но и как содержание обучения, так как она в большей степени, чем многие другие побуждает учащихся проявлять способности:

Ø к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

Ø к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;

Ø к синтезированию и обобщению информации из разных источников;

Ø к умению видеть проблему, выдвигать гипотезы;

Ø к умению делать выбор и принимать решения.

В современном обществе востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Выпускник должен быть готов к тому, что ему в течение всей жизни придётся учиться, изучать новую технику, овладевать новыми технологиями, повышать свою квалификацию, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Образованный человек в современном обществе − это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но  умеющий добывать, приобретать и применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мной предмета, определяю цель:

Подготовить выпускников школы, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире путём овладения информационными технологиями через проектную деятельность.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой  задачи:

Ø способствовать формированию информационных, коммуникативных компетенций школьников, компетенций  личностного самосовершенствования;

Ø способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

      Из опыта работы

Проектная деятельность на уроках информатики, как и на других предметах, должна соответствовать содержанию программы образования. Поэтому при составлении своего тематического планирования в начале учебного года, я выделяю разделы, которые будут вынесены на «проектирование», изучаю и анализирую возможности учащихся, продумываю темы проектов.  Изучение разделов информатики строю так, чтобы на зачётном уроке обучающимися были представлены проекты, в которых отражались бы приобретенные знания и умения по теме. В таблице 1.1 представлены проекты, которые выполняются  учащимися в течение прохождения одного раздела программы и выставляются на защиту по окончанию изучения этого раздела.

Таблица 1.1

Раздел программы (8-9 класс)

Проект по окончанию изучения раздела

Информация и информационные процессы

Передача информации: от гонца до электронной почты.

Устройство компьютера

Как самостоятельно выбрать компьютер?

Обработка текстовой информации

Текст: история и современность.

Обработка числовой информации

Диаграммы и графики вокруг нас.

Технология обработки графической и видеоинформации

Векторная и растровая графика: преимущества и недостатки.

Моделирование

Графы в решении задач.

Коммуникационные технологии.

Интернет: за или против?

За время работы по методу проектов я могу с уверенностью сказать, что именно урок информатики даёт широкие возможности и для осуществления проектов в рамках одного урока по ходу изучения раздела программы. Такие проекты представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Раздел программы (8-9 класс)

 

Проекты, выполняемые в рамках одного урока по ходу изучения раздела

Технология обработки графической и видеоинформации

Фотоколлаж «Мой край родной», «Моя будущая профессия»

Моделирование

Графическое решение уравнений.

Коммуникационные технологии

Интернет: За и Против. Защита информации.

Тематика проектов может изменяться в зависимости от учёта учебной ситуации, интересов и способностей обучающихся, может быть предложена и самими учениками. Проведению мини-проектов на уроках информатики способствуют следующие факторы:

1) поиск информации для выполнения проекта из различных источников (учебник, электронный учебник, сеть Интернет, журналы, энциклопедии и т.п.);

2) совмещение поиска информации с оформлением готового продукта;

3) использование различных сетевых возможностей:

a)  сетевого диска для обмена информацией во время работы;

b)  «облачных» технологий для совместной работы;

4) возможность дистанционного координирования проектов;

5) широкая возможность представления готового продукта, как результата проекта (презентация, сайт, буклет, фотоколлаж, видеоролик и т.д.).

Несмотря на продолжительность проектов, я выделяю следующие этапы работы над проектом: 1. Погружение в проект; 2. Организация деятельности; 3. Осуществление деятельности; 4. Завершение проекта.

За годы работы мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, социально-значимых, сетевых. Выполняем проекты не только монопредметные (по информатике), но и межпредметные.

При работе над проектами использую таблицы ЗИУК (Знаю – Интересуюсь – Узнал – Как узнал). Такой приём даёт возможность ученикам выстроить смысловую цепочку из того, что знали и чему научились в ходе работы над проектом, учителю помогает организовать и проконтролировать деятельность учащихся. 

Для того чтобы ученики могли грамотно выстроить защиту своих проектов, использую опорные таблицы с кратким планом защиты. При этом у каждой команды таблица индивидуальная. Опорная таблица может меняться в зависимости от типа проекта. 

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии на уроках информатики делаю следующие выводы:

−       метод проектов находит всё более широкое применение при обучении учащихся информатике, что обусловлено характерными особенностями данного предмета, описанными выше;

−       применение проектной технологии на уроках информатики позволяет:

решить проблему разноуровневой подготовки учащихся;

вовлечь каждого ученика в деятельность;

создать  реальные условия для бесконфликтной педагогики;

создать условия для воплощения творческих идей учащихся;

повысить качество знаний учащихся;

−       применение проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. её сущность отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе развития.


[1] Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. Издательский центр «Академия», 1999