Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в рамках различных профилей

Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике и ИКТ нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-математическом профиле обучения,углубляющих профильный предмет:

  • «Искусственный интеллект»;
  • «Техническое обслуживание ЭВМ»;
  • «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
  • «Логическое программирование»; «Базы данных»;
  • «Проектирование информационных систем»;
  • «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
  • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
  • «Программирование Windows-приложений»;
  • «Программирование на Лиспе»;
  • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad. «Компас»)»;
  • «Информационные системы и модели»;
  • «Защита информации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-математическом профиле обучения, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Компьютерная математика»;
  • «Теория алгоритмов»;
  • «Автоматизированное рабочее место математика»;
  • «Практикум по ООП»;
  • «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
  • «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
  • «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
  • «Теория игр и компьютерные игры»;
  • «Вероятностное моделирование»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
  • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)»;
  • «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет в информационно-технологическом профиле:

  • «Искусственный интеллект»;
  • «Техническое обслуживание ЭВМ»;
  • «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
  • «Логическое программирование»;
  • «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
  • «Базы данных»;
  • «Проектирование информационных систем»;
  • «Сетевые технологии»;
  • «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек. «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики с опорой на библиотеку Open GL)»;
  • «Разработка интерактивных моделей на базе интерфейса DirectX»;
  • «Разработка интерактивных переносимых приложений на базеMacromedia Flash»;
  • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
  • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
  • «Обработка цифровых изображений»;
  • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
  • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
  • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Логика в информатике»;
  • «Исследование информационных моделей с использованием системобъектно-ориентированного программирования»;
  • «Компьютерная математика»;
  • «Компьютерная графика»;
  • «Теория алгоритмов»;
  • «Теория игр и компьютерные игры»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Основы Web-дизайна»;
  • «Искусственный интеллект»;
  • «Информационная культура и сетевой этикет»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
  • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
  • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

В социально-экономический, индустриально-технологический профили и в универсальное обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики и ИКТ с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-экономическом профиле, углубляющих базовый предмет:

  • «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре Excel»;
  • «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
  • «Информационные технологии в бизнесе»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
  • «Основы алгоритмизации и программирования»;
  • «Социальные последствия информатизации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
  • «Периферийные устройства вычислительной техники»;
  • «Вычислительная техника и программирование»;
  • «Искусственный интеллект»;
  • «Основы сетевого этикета»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
  • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Персональный организатор и коллективная работа»;
  • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Информационный бизнес»;
  • «Коммуникационные технологии в коммерции»;
  • «Использование информационных технологий в управлении»;
  • «Проектирование баз данных и экологические системы»;
  • «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
  • «Информационное обеспечение маркетинга»;
  • «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
  • «Основы экономического прогноза».

В индустриально-технологическом профиле можно рекомендовать достаточно широкий набор элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет:

  • «Компьютер в народном хозяйстве»;
  • «Основы микроэлектроники»;
  • «Архитектура компьютера»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Техническое обслуживание компьютера»;
  • «Искусственный интеллект»;
  • «Модели управления производством»;
  • «Использование информационных технологий в управлении»;
  • «Основы кибернетики»;
  • «Инженерная графика»;
  • «Робототехника»;
  • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
  • «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
  • «Теория игр и компьютерные игры»;
  • «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
  • «Учимся проектировать на компьютере»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Компьютерная графика»;
  • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Средства и основы архитектурного моделирования 9+»;
  • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ – компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-химическом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:

  • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
  • «Экспертные системы»; «Информационные процессы в системах живой природы»;
  • «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
  • «Программирование на языке Delphi»;
  • «Методы математической обработки экспериментальных данных(разработка программ для различных областей научных исследований)»;
  • «Моделирование в среде СУБД Visual FoxPro»;
  • «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
  • «Информационная безопасность и защита информации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-химическом профиле, направленных нареализацию межпредметных связей:

  • «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
  • «Физический эксперимент и компьютер»;
  • «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
  • «Модели управления химическим производством»;
  • «Химический эксперимент и компьютер»;
  • «Анимация как моделирование динамических систем»;
  • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
  • «Информационные системы».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в химико-биологическом профиле обучения, углубляющих базовый предмет:

  • «Управляемые и самоуправляемые системы»;
  • «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике»;
  • «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
  • «Биологический процессор - на пути к биокомпьютеру».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в химико-биологическом профиле обучения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Анимация как моделирование динамических систем»;
  • «Программирование на языке VisualBasic»;
  • «Средства обработки табличной информации»;
  • «Средства обработки графической информации»;
  • «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Создание и использование баз данных»;
  • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
  • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
  • «Биология и кибернетика»;
  • «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
  • «Защита информации».

В химико-биологическом профиле обучения рекомендуется следующий перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
  • «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
  • «Проектирование баз данных в медицине»;
  • «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
  • «Компьютерное моделирование неравновестных реакций (реакция Жаботинского и др.)»;
  • «Как ДНК хранят информацию».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих базовый предмет:

  • «Основы моделирования и интерпретации моделей»;
  • «Информационная культура и сетевой этикет»;
  • «Информационные системы и модели»;
  • «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
  • «Технические средства информатики»;
  • «Социальные последствия информатизации»;
  • «Автоматизированные информационные системы».

В биолого-географическом профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Создание и использование баз данных»;
  • «Программирование на языке VisualBasic»;
  • «Средства обработки табличной информации»;
  • «Средства обработки графической информации»;
  • «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
  • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
  • «Анимация как моделирование динамических систем»;
  • «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
  • «Компьютерная визуализация (пакет «Statistica»)».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Геоинформационные системы»;
  • «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
  • «Инструментальные средства создания карт»;
  • «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
  • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных».
  • «Инструментальные средства моделирования биологических процессов»

В социально-гуманитарном, филологическом и психолого-педагогическом, художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-гуманитарном профиле, углубляющий базовый предмет:

  • «Гипертекстовые технологии»;
  • «Логическое программирование»;
  • «Системы управления базами данных»;
  • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
  • «Социальные последствия информатизации».

В социально-гуманитарном профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Средства и основы архитектурного моделирования»;
  • «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов (планшет,CorelPainter)»;
  • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
  • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
  • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Персональный организатор и коллективная работа»;
  • «Разработка программного обеспечения».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
  • «Основы информационной безопасности»;
  • «Информационно-правовые системы»;
  • «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
  • «Когнитивная информатика»;
  • «Когнитивная психология и программирование»;
  • «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
  • «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
  • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
  • «Защита информации».

В филологическом профиле могут быть представлены следующие элективные курсы по информатике, углубляющих базовый предмет:

  • «Информационная культура и сетевой этикет»;
  • «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
  • «Информационно-поисковые системы»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике».
  • «Поисковые системы сети Интернет».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

  • «Программирование на языке VisualBasic»;
  • «Средства обработки табличной информации»;
  • «Средства обработки графической информации»;
  • «Создание и использование баз данных»;
  • «Технология создания сайтов»;
  • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
  • «Персональный организатор и коллективная работа»;
  • «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

  • «Гипертекстовые технологии»;
  • «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
  • «Средства обработки текстовой информации»;
  • «Издательские системы»;
  • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
  • «Приемы и методы компьютерной верстки».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в агро-технологическом профиле, направленных нареализацию межпредметных связей:

  • «Системы автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве»;
  • «Информационные технологии в животноводстве» (в рамках данного курса целесообразно познакомить учащихся с прикладным программным обеспечением, используемом в животноводстве: учет животных и кормов, расчет кормовых рационов, учет технологических операций и т.п.);
  • «Информационные технологии в растениеводстве» (при изучении данного курса школьники знакомятся с функциональным наполнением, назначением, особенностями функционирования, направлениями совершенствования прикладного программного обеспечения, используемого в растениеводстве: проектирование процессов подготовки почвы и семян, проектирование отдельных технологических процессов возделывания культур).