Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике и ИКТ нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-математическом профиле обучения,углубляющих профильный предмет:
- «Искусственный интеллект»;
- «Техническое обслуживание ЭВМ»;
- «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
- «Логическое программирование»; «Базы данных»;
- «Проектирование информационных систем»;
- «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
- «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- «Программирование Windows-приложений»;
- «Программирование на Лиспе»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad. «Компас»)»;
- «Информационные системы и модели»;
- «Защита информации».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-математическом профиле обучения, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Компьютерная математика»;
- «Теория алгоритмов»;
- «Автоматизированное рабочее место математика»;
- «Практикум по ООП»;
- «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
- «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
- «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Вероятностное моделирование»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)»;
- «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет в информационно-технологическом профиле:
- «Искусственный интеллект»;
- «Техническое обслуживание ЭВМ»;
- «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
- «Логическое программирование»;
- «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
- «Базы данных»;
- «Проектирование информационных систем»;
- «Сетевые технологии»;
- «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек. «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики с опорой на библиотеку Open GL)»;
- «Разработка интерактивных моделей на базе интерфейса DirectX»;
- «Разработка интерактивных переносимых приложений на базеMacromedia Flash»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
- «Обработка цифровых изображений»;
- «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
- «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Логика в информатике»;
- «Исследование информационных моделей с использованием системобъектно-ориентированного программирования»;
- «Компьютерная математика»;
- «Компьютерная графика»;
- «Теория алгоритмов»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Основы Web-дизайна»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».
В социально-экономический, индустриально-технологический профили и в универсальное обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики и ИКТ с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-экономическом профиле, углубляющих базовый предмет:
- «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре Excel»;
- «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
- «Информационные технологии в бизнесе»;
- «Технические средства информатики»;
- «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
- «Основы алгоритмизации и программирования»;
- «Социальные последствия информатизации».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
- «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
- «Периферийные устройства вычислительной техники»;
- «Вычислительная техника и программирование»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Основы сетевого этикета»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Информационный бизнес»;
- «Коммуникационные технологии в коммерции»;
- «Использование информационных технологий в управлении»;
- «Проектирование баз данных и экологические системы»;
- «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
- «Информационное обеспечение маркетинга»;
- «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
- «Основы экономического прогноза».
В индустриально-технологическом профиле можно рекомендовать достаточно широкий набор элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет:
- «Компьютер в народном хозяйстве»;
- «Основы микроэлектроники»;
- «Архитектура компьютера»;
- «Технические средства информатики»;
- «Техническое обслуживание компьютера»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Модели управления производством»;
- «Использование информационных технологий в управлении»;
- «Основы кибернетики»;
- «Инженерная графика»;
- «Робототехника»;
- «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
- «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
- «Учимся проектировать на компьютере»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Компьютерная графика»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Средства и основы архитектурного моделирования 9+»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».
Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ – компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-химическом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:
- «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
- «Экспертные системы»; «Информационные процессы в системах живой природы»;
- «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
- «Программирование на языке Delphi»;
- «Методы математической обработки экспериментальных данных(разработка программ для различных областей научных исследований)»;
- «Моделирование в среде СУБД Visual FoxPro»;
- «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
- «Информационная безопасность и защита информации».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в физико-химическом профиле, направленных нареализацию межпредметных связей:
- «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
- «Физический эксперимент и компьютер»;
- «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
- «Модели управления химическим производством»;
- «Химический эксперимент и компьютер»;
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
- «Информационные системы».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в химико-биологическом профиле обучения, углубляющих базовый предмет:
- «Управляемые и самоуправляемые системы»;
- «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
- «Технические средства информатики»;
- «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике»;
- «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
- «Биологический процессор - на пути к биокомпьютеру».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в химико-биологическом профиле обучения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Программирование на языке VisualBasic»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
- «Информационная безопасность»;
- «Создание и использование баз данных»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Биология и кибернетика»;
- «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
- «Защита информации».
В химико-биологическом профиле обучения рекомендуется следующий перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
- «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
- «Проектирование баз данных в медицине»;
- «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
- «Компьютерное моделирование неравновестных реакций (реакция Жаботинского и др.)»;
- «Как ДНК хранят информацию».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих базовый предмет:
- «Основы моделирования и интерпретации моделей»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Информационные системы и модели»;
- «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
- «Технические средства информатики»;
- «Социальные последствия информатизации»;
- «Автоматизированные информационные системы».
В биолого-географическом профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
- «Создание и использование баз данных»;
- «Программирование на языке VisualBasic»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
- «Компьютерная визуализация (пакет «Statistica»)».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Геоинформационные системы»;
- «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
- «Инструментальные средства создания карт»;
- «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
- «Организация сбора и анализа экспериментальных данных».
- «Инструментальные средства моделирования биологических процессов»
В социально-гуманитарном, филологическом и психолого-педагогическом, художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-гуманитарном профиле, углубляющий базовый предмет:
- «Гипертекстовые технологии»;
- «Логическое программирование»;
- «Системы управления базами данных»;
- «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- «Социальные последствия информатизации».
В социально-гуманитарном профиле можно рекомендовать следующий перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
- «Средства и основы архитектурного моделирования»;
- «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов (планшет,CorelPainter)»;
- «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
- «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Разработка программного обеспечения».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
- «Основы информационной безопасности»;
- «Информационно-правовые системы»;
- «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
- «Когнитивная информатика»;
- «Когнитивная психология и программирование»;
- «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
- «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Защита информации».
В филологическом профиле могут быть представлены следующие элективные курсы по информатике, углубляющих базовый предмет:
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
- «Информационно-поисковые системы»;
- «Информационная безопасность»;
- «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике».
- «Поисковые системы сети Интернет».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
- «Программирование на языке VisualBasic»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Создание и использование баз данных»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
- «Гипертекстовые технологии»;
- «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
- «Средства обработки текстовой информации»;
- «Издательские системы»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Приемы и методы компьютерной верстки».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в агро-технологическом профиле, направленных нареализацию межпредметных связей:
- «Системы автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве»;
- «Информационные технологии в животноводстве» (в рамках данного курса целесообразно познакомить учащихся с прикладным программным обеспечением, используемом в животноводстве: учет животных и кормов, расчет кормовых рационов, учет технологических операций и т.п.);
- «Информационные технологии в растениеводстве» (при изучении данного курса школьники знакомятся с функциональным наполнением, назначением, особенностями функционирования, направлениями совершенствования прикладного программного обеспечения, используемого в растениеводстве: проектирование процессов подготовки почвы и семян, проектирование отдельных технологических процессов возделывания культур).