Современная система образования в России: от конвейерного производства к индивидуальному подходу

Прогремевшее в начале 90-х страшное слово перестройка, привело к перевороту во всех сферах жизни страны. Изменения коснулись, естественно, и области образования. Требования к соискателям любой профессии с каждым годом становятся все обширнее, соответственно, возникает необходимость подстраивать процесс обучения под запросы современного рынка труда.

Если вспомнить прежнюю советскую систему образования с ее централизованными жесткими учебными планами, то на фоне современных преобразований, когда используется конкретный подход к каждому школьнику как к личности, она сравнима с конвейерным производством. Только в роли производимых продуктов выступают не запчасти и автомобили, а люди.

Сейчас в образовательном процессе на первое место выходит принцип развития в каждом ребенке, свойственных ему наклонностей: творческих, математических, гуманитарных. Даже в общеобразовательных школах с первого года обучения идет разбивка классов с учетом способностей ребенка в сторону гуманитарного или математического направления. Конечно, зачисление в них происходит в первом классе исключительно по предпочтению родителей. Но школьник в любой момент имеет возможность перевестись на противоположное направление. Если ребенок ярко проявляет творческие способности, то родители смело могут отдавать его в школу искусств, где он также получит основные знания общеобразовательной программы, но будет сделан упор уже на раскрытие индивидуального творческого потенциала.

Значительно раньше, по сравнению с изжившей себя советской образовательной системой, теперь начинается изучение детьми иностранного языка (при этом учителя все чаще поощряют использование диктофона для запоминания правильного произнесения слов), основ экономики, освоение компьютерных технологий. Сейчас в планах включение в программу образования изучения второго иностранного языка по выбору ребенка. А также, рассматривается вопрос о переходе к системе всеобщего 11-летнего образования.

Современная система образования подразумевает существенную дошкольную подготовку ребенка. Даже в обычной общеобразовательной школе при поступлении требуют знание основ грамматики (написание простых слов печатными буквами), математики (счет до 10 и в обратном порядке, сложение, вычитание, состав числа), графики. Поступление ребенка в лицей, гимназию или школу со специализированным наклоном должно подкрепляться уже более весомыми знаниями.

Выпускники школ, лицеев, гимназий также проходят теперь более серьезный выпускной экзамен – ЕГЭ. От его результата зависит дальнейшее поступление в любое учебное заведение. Если выпускник не доволен оценкой своих знаний, то пересдать экзамен он может в любой год с последующими выпусками. То же самое касается и людей, поступающих в учебные заведения, но не заставших еще ЕГЭ.   

На фоне этих положительных перемен крупным планом маячит финансовый вопрос, с отходом от отечественной системы образования, денежные затраты родителей резко выросли. Они прямопропорционально зависят от уровня учебного заведения, где обучается их ребенок.

Теги: