Школьный Линукс: кадровый вопрос

  Главное препятствие на пути внедрения свободных программ в школе - отсутствие квалифицированных кадров. О каком внедрении, скажем, GNU/Linux можно говорить, если большинство учителей информатики только слышали об этой ОС, но толком её не видели? Необходимость типовых решений для образования не так велика, как потребность в специалистах, способных установить и настроить уже существующее свободное ПО.

   Нет ничего удивительного в том, что после бодрых рапортов о разработке и внедрении ПСПО в "пилотных" регионах процесс резко замедлился - выделенные фонды были успешно освоены, а новых пока никто не предлагает.

  Как предлагают решать кадровую проблему лидеры рынка? "Альт Линукс" работает по обычной коммерческой схеме: компания участвует (или выступает соисполнителем) в тендерах и продаёт пакеты поддержки. Она занимается обучением через своих партнеров, но в основном подготовкой пользователей и технических специалистов. Проблему это не решает - у школ не так много средств, чтобы готовить специалистов на коммерческой основе, а учить их бесплатно компания не может себе позволить.

Недавно "Альт Линукс" совместно с ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" запустила программу бесплатной сертификации специалистов по внедрению ПСПО в системе образования. Для получения сертификата достаточно отправить заявку и пройти онлайн-собеседование через Jabber. По словам главного маркетолога компании Анны Шадеевой, все факты внедрений будут проверены. Юридический статус документа нам выяснить не удалось: на сайте компании заявлено, что сертификат даёт документированное подтверждение компетенции в ПСПО (т. е. имеет тот же статус, что и любой другой фирменный сертификат). Но в беседе с корреспондентом "Компьютерры" Шадеева признать юридический статус документа отказалась: "Сертификат юридического статуса не имеет. Этот сертификат имеет отношение к продуктам "Альт Линукс". Поэтому он будет иметь значение для тех, кто имеет к ним отношение. Сертификат создан не для узаконивания, он создан для популяризации ПСПО и для поддержки специалистов по его внедрению... Юридическим статусом обладают документы, имеющие юридическую силу. Как может сертификат иметь юридическую силу, если ни в каких юридических документах не прописаны требования к кандидату, получающему данный статус?".

Маркетинговые резоны этой "сертификации" очевидны - большое число специалистов с красивой бумажкой, заверенной печатью серьёзной компании - неплохое подспорье для участия в тендерах. В чем практический смысл программы для системы образования, совершенно не ясно - увеличению числа компетентных специалистов в школе она точно не способствует.

По словам Александра Казанцева, руководителя проекта EduMandriva, "кадровая" стратегия проекта состоит в работе с ИПК ПРО, вузами и другими заинтересованными учебными заведениями, на базе которых создаются авторизованные центры компетенции. Принципиальное отличие от конкурентов состоит в том, что вузы (прежде всего - педагогические), а также ИПК, давно являются главными региональными методическими центрами, где работники школ могут получить бесплатную помощь во внедрении ПО (наличие платных курсов и сертификации это не отменяет).

Таким образом, если "окучивать" эти центры - продвигать свое ПО в школу будет значительно проще. Конечно, кардинального решения проблемы нет и здесь - для обучения педагогического состава государство должно выделить определённые средства. Но выделять их стоит не коммерческим организациям, и тем более не всяческим ФГУ, ГНИИ и т. п. Лучше всего, если обучением специалистов займутся на местах - в ИПК и педагогических вузах для того есть необходимая база. Впрочем, такой подход хуже стыкуется с существующими коррупционными схемами распределения государственных ассигнований.

Автор: Крестников Евгений
Опубликовано 10 июня 2010 года
http://www.computerra.ru