Информатизации школ мешает компьютерная неграмотность учителей

 

Как с помощью IT-технологий облегчить учебный процесс школьникам, но при этом не усложнить жизнь педагогам? Ответ на этот и другие вопросы искали участники международной конференции "Электронная школа-2011" в столице Татарстана.

Организаторами выступили министерство образования и науки Татарстана и корпорация Intel. По словам министра Альберта Гильмутдинова, сейчас важно не только обменяться опытом, но и понять, в каком направлении двигаться дальше. Ведь в России нет единой программы информатизации школ. И каждый регион занимается этим в меру возможностей. Татарстан здесь неплохо продвинулся и выработал некий алгоритм.

- На первом этапе мы оснащали школы компьютерами, - рассказывает министр, - эта часть была самая затратная, но при этом самая легкая. Затем начиняли "железо" софтом - устанавливали необходимые программы. А на третьем и четвертом этапах нам надо сделать из учителей уверенных пользователей - это самое сложное.

Тестирование показало, что половина учителей владеют компьютерами на среднем уровне, четверть - имеют начальные навыки. А шесть процентов протестированных, что называется, компьютер в глаза не видели.

По словам вице-президента Intel Джона Дэйвиса, эта проблема актуальна не только для России. И в других странах учителя нередко чувствуют, что ученики лучше них разбираются в IT. Это смущает педагогов, и они начинают сопротивляться новшествам. Вот почему в поддержку учителей, считает Дэйвис, должна работать целая система, им необходимо помогать на уровне государства.

В Татарстане на ликвидацию компьютерной отсталости учителей были направлены огромные ресурсы. Напомним, что все педагоги региона, а это более 42 тысяч человек, получили от президента Рустама Минниханова в подарок ноутбуки. Понятно, что это не только дань уважения, но и педагогический прием. Волей-неволей, имея свой компьютер, научишься им пользоваться.По словам вице-президента Intel Джона Дэйвиса, эта проблема актуальна не только для России. И в других странах учителя нередко чувствуют, что ученики лучше них разбираются в IT. Это смущает педагогов, и они начинают сопротивляться новшествам. Вот почему в поддержку учителей, считает Дэйвис, должна работать целая система, им необходимо помогать на уровне государства.

В поддержку этого шага создали республиканский образовательный центр, который готовит тьюторов для каждого муниципального района. Они в свою очередь обучают компьютерным премудростям школьных педагогов.

Еще один важный момент - все школы Татарстана включены в единый интернет-портал. Это что-то вроде корпоративной социальной сети. Здесь размещены личные странички учеников и педагогов, есть большая база учебных и методических пособий.

- При необходимости я могу посмотреть, работала ли Марья Ивановна с тем или иным образовательным ресурсом, какие оценки поставила, - говорит министр образования и науки Альберт Гильмутдинов. - Но мы ни в коем случае не надзираем за педагогами с дубинкой. Это инструмент поддержки. Если мы видим, что в какой-то школе возникли проблемы, то выезжаем и помогаем разобраться...

Между тем ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов считает, что в нынешних условиях тяжелее приходится ученику, а не учителю. Ведь он должен освоить информационные технологии применительно ко всем дисциплинам. А педагогу достаточно знать только свой предмет.

- В прошлом году мы в 200 московских школах реализовали новый государственный образовательный стандарт, - рассказывает он. - И выяснилось, что абсолютное большинство учителей готово к этим изменениям. Ведь понятно, что информатизация - не просто поставка "железа". А большинство нынешних педагогов окончили школу уже после того, как там появился первый компьютер. И сегодня мы пришли к ситуации учащегося учителя. Очень важно, что он не боится демонстрировать это детям. Значит, и своих подопечных сможет научить учиться.