Программа элективного курса "Применение MS Excel для экономических расчетов"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Принципы отбора содержания Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности, предоставить возможность развить свои способности в том направлении, к которому они имеют большую склонность. Современный выпускник школы должен обладать культурой мышления, достаточной для продолжения обучения в высшем учебном заведении выбранного направления и уметь применять полученные им знания для решения задач, возникающих в его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений так, чтобы он смог примерить на себя и социальную роль. Предлагаемый элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» в объёме 35 часов предназначен для учащихся 11 классов социально-экономического профиля обучения средних школ. Знания, полученные при изучении этого элективного курса, имеют для учащихся большое значение в сфере практической экономики и при их дальнейшем обучении в экономической сфере. Деятельность любого специалиста в информационном пространстве требует, прежде всего, умения автоматизировать процессы обработки информации. И эта автоматизация должна происходить в доступной для него среде. Существует множество программных продуктов для специалистов экономических направлений с узкой специализацией: для бухгалтеров, менеджеров, финансистов и других профессионалов. Во многих случаях комплексное решение любой экономической задачи дают современные электронные таблицы. Наиболее популярными электронными таблицами сегодня являются MS Excel, которые представляют собой инструментальное средство высокого уровня, позволяющее решать далеко не тривиальные задачи, понятными и доступными методами, обеспечивающими автоматизацию самых разных аспектов экономики: бухгалтерия, финансовый учет и анализ, подготовка документов в различные инстанции, планирование и оценки деятельности предприятия и многое другое. Повышение результативности социально-экономического профильного образования достигается изучением экономических процессов различными методами. Элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики. Проникновение информатики в экономику связано с систематическим выполнением экономистами сложных и трудоёмких расчетов при решении профессиональных задач, которые было бы рационально автоматизировать с помощью компьютера. Обучение опирается на знания учащихся, полученные на занятиях информатики и ИКТ, экономики, математики и других общеобразовательных предметов. То есть предполагается, что экономические термины, необходимые при решении задач данной программы, изучаются учащимися в соответствующих курсах экономики, а в рамках данного курса получают свою конкретизацию и наглядность. Использование компьютера, как средства интенсификации учебной деятельности, ее активизации и стимулирования, влияет на развитие у школьников творческого мышления, а также формирования нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Изучение прикладных аспектов информатики в интересах обучаемого, за счет реализации в рамках курса межпредметных связей, повышает эффективность профильного обучения в целом. В то же время учет возрастных особенностей при организации обучения дает возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует формированию личности учащегося. Содержание данного элективного курса предполагает дальнейшее углубление и детализацию полученных учащимися знаний как с учетом развития аппаратного и программного обеспечения, так и с учетом гораздо большей практической направленности, т. к. при решении профессионально-ориентированных задач учащиеся не только глубже усваивают экономические понятия, которые являются ключевыми для учащихся социально-экономического профиля, но и добиваются получения осознанных навыков работы с компьютером. Кроме того, решение задач именно с экономическим содержанием при использовании MS Excel обогащает социальный опыт, систематизирует полученные ими знания, помогает легче освоить профессиональную терминологию, формирует умение создавать алгоритмы конкретных экономических расчетов. В соотношении теоретических и практических занятий в программе перевес сделан в сторону практической деятельности учащихся, поскольку именно деятельностный подход развивает творческие способности школьников. Задания разного уровня сложности, позволяют создать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию и учесть в процессе обучения темп работы каждого обучающегося. Особенностью данного элективного курса в рамках социально-экономического профиля является качественно новый подход к подбору задач при изучении стандартного программного обеспечения MS Excel. Поскольку предлагаемые учащимся задачи, должны способствовать формированию именно экономического мышления, то это осуществляется и через фабулу профессионально-ориентированных задач, и при их решении, и при анализе результата решения. Для отбора задач использовались следующие принципы: Задача является профессионально-ориентированной, если в ее условии содержатся компоненты экономических понятий или экономическое содержание проявляется в процессе решения задачи; В формулировке задачи присутствует ее технологическая направленность (которая аргументируется либо «рутинностью» решения задачи без использования MS Excel, либо в требовании «электронного» характера создаваемых (обрабатываемых) информационных продуктов); По своему содержанию задача и логика её решения максимально приближены к возможностям, заложенным в табличном процессоре MS Excel; Уровень сложности задачи ограничивается математическим аппаратом школы. Ведение элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов» ориентировано на удовлетворение запроса учащихся социально-экономического профиля обучения. Он является логическим продолжением преподавания в рамках указанного профиля обучения предметов: экономики, математики и информатики и ИКТ, и осуществляет разумный баланс между общеобразовательным содержанием выбранного профиля и его дальнейшей профессиональной направленностью, что несомненно повышает профессиональное самоопределение учащихся и уровень их социальной адаптации. Целью данной программы является получение учащимися практического опыта решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных экономических возможностей электронных таблиц MS Excel. Для этого необходимо решить следующие учебные задачи: Закрепить теоретические знания и определения экономики, без которых невозможно решение задач экономического профиля; Показать возможность эффективного использования информационных технологий в экономике; Научить учащихся использовать MS Excel для работы с экономической информацией; Развить умения рационально применять возможности MS Excel в экономической сфере; Выработать практические навыки экономических расчетов с помощью MS Excel; Проанализировать возможности графических методов прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений; Сформировать навыки решения оптимизационных задач экономики средствами MS Excel. Продемонстрировать анализ полученных с помощью MS Excel результатов. Планируемые результаты курса В результате обучения учащийся должен знать: Терминологию и теоретические основы экономики, необходимые для выбранного спектра экономических расчетов; Особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов; Методы определённых курсом экономических расчетов; Основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel; Организацию и ключевые операции с базами данных в MS Excel; Графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования; Способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения. Уметь: Выбирать методы для решения конкретной экономической задачи; Составлять алгоритмы решения задач экономической сфере; Выполнять экономические расчеты в MS Excel; Использовать финансовые функции для финансовых расчетов; Осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Ecxel; Подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера; Применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений; Решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel; Грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат. Иметь навыки: Использования MS Excel для работы с экономической информацией; Создания алгоритмов экономических расчетов; Осуществления экономических расчетов с помощью MS Excel; Проведения основных операций с базами данных в MS Excel; Применения метода графического прогнозирования средствами MS Excel для экономических процессов; Решения оптимизационных задач экономики с помощью MS Excel; Проведения виртуальных экономических экспериментов и анализа полученных в MS Excel результатов.
Классы: 
ВложениеРазмер
Programma.doc190 КБ
04.jpg162.09 КБ