Формирование информационной компетентности

Лучшее, что может сделать учитель для учащегося,
 состоит  в том, чтобы путем неназойливой помощи
подсказать ему блестящую идею.

Пойа Д.

 

XXI век ознаменовал переход нашей цивилизации от общества с индустриальным мышлением к обществу информационному. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания.

Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.

На основе проведенного педагогического исследования, делаю вывод:

- эти задачи можно решить только тогда, когда в процессе обучения будет сформирована ИКТ-компетентность обучающихся, что возможно только если обучение будет посильным;

- одним из оптимальных условий, способствующих формированию ИК-компетентности обучающихся, является использование идей  личностно-ориентированного обучения.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современном обществе.

На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход.

Компетентностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности обучающихся.

 Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, как личность.

Учитывая данный аспект, исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, определяю учебную цель занятия, формирую, направляю и корригирую весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формирую с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися  всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Информационная (компьютерная) компетентность – ключевая суперкомпетентность человека XXI века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних школьников.

По итогам исследования отмечаю, что освоение информационной культуры – это взаимонаправленный коммуникативный процесс, для которого справедливы основные закономерности коммуникативной деятельности.

При непрерывном освоении новых информационных средств обучения и коммуникации, цель школы состоит не в том, чтобы выучить детей работать на том или ином компьютере. Ребёнок, который сегодня пришёл в класс, через десять лет увидит на своём рабочем месте компьютер, который даже трудно себе представить. Поэтому стараюсь учить ребёнка (выпускника школы) пользоваться компьютером в принципе.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 - повышение эффективности процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

В проекте концепции образовательной области “Информатика и информационные технологии” компетентность рассматривается как необходимое условие готовности обучающихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности, которая предполагает:

·  способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации  или вида деятельности,

·  овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

Для  достижения поставленной цели ставлю следующие педагогические задачи:

·  организовать учебно-воспитательный процесс на основе технологий личностно-ориентированного обучения, наиболее активно взаимодействующих с информационными;

·  использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса с целью  формирования коммуникативной культуры и опыта организации информационного взаимодействия, совместной рефлексии и саморефлексии обучающихся;

·  разработать систему использования интерактивных методов, средств и  приемов информационно-коммуникационных технологий, которая позволит развить способности  обучающихся к моделированию и конструированию собственной инфосреды;

·  создать условия для развития операционного мышления, формирования и развития личных творческих качеств обучающихся, как важного аспекта дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся.

Сегодня необходимо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности обучающихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяю следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) ценностно-мотивационный;

3) технико-технологический;

4) коммуникативный;

5) рефлексивный.

Из опыта своей педагогической деятельности в структуре информационно-функциональной компетентности с точки зрения деятельностного подхода выделяю разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование;

9) управление.

Также отмечаю, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями  является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями:

·  обучение в сотрудничестве;

·  метод проектов;

·  разноуровневое обучение;

·  развивающее обучение;

·  интернет-технология;

·  проблемное обучение

·  вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде  классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом  индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

Формы уроков, применяемые при накоплении данного опыта,  весьма разнообразны. Практика показала, что наиболее удачными типами уроков  по формированию ИК-компетентности являются:

·  Урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций;

·  Урок – практикум;

·  Урок-исследование;

·  Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой;

·  Интегрированный урок.

        Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи формирования у школьников информационных компетенций, является то, что приобретенные навыки обучающиеся  применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например,

·  создают презентации для портфолио обучающегося и участия в индивидуальных конкурсах;

·  помогают учителям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);

·  записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;

·  создают презентации для проведения общешкольных (конкурсы «Презентация моего класса», «Ученик года» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы);

·  участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике);

·  создают видеофильмы о жизни класса.

В целом личностно-деятельностныи подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.

 

 

Титулка:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

 

Традиционная районная встреча организаторов общего, дополнительного и
профессионального образования, творческих объединений педагогов
«И вновь сентябрь зовет нас в путь исканий…»

 

Формирование информационной компетентности
при обучении информатике и информационным технологиям
 на основе деятельностного подхода

 

                                                                                 Никулина Наталья Валерьевна,
                                                                                     учитель информатики и ИКТ

 

2011 г.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
 НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Очень полезная и актуальная информация.