Портфолио Литвинова Олега Владимировича

Аттестация: 
Высшая категория
Образование: 
ТашГУ, физический факультет, астрофизик
МИОО, Москва, кафедра физики, учитель физики
ФИО: 
Литвинов О. В.

Знание особенностей психологии детей среднего и старшего школьного возраста, профессиональное владение методикой обучения, творческий подход к работе, совершенствование педагогического мастерства путём изучения методической литературы, посещение семинаров, курсов – дают возможность проводить учителю насыщенные, интересные, качественные уроки.

Олег Владимирович хорошо ознакомлен с требованиями и рекомендациями организационно-нормативных правовых и методических документов, определяющих, регулирующих и регламентирующих права и деятельность педагогических работников в ОУ.

Владеет методами планирования и анализа профессиональной деятельности,   основываясь на теории педагогики и психологии, возрастной физиологии и современных методах психолого-педагогической диагностики.

Учитель большое значение в своей работе придает индивидуальному подходу к учащимся, учитывая их интересы и индивидуальные способности, проектирует индивидуальную траекторию обучения и развития, что способствует качественной подготовке ученика. На уроках и во внеурочной деятельности уделяет внимание формированию положительной самооценки у учащихся.

Учитель успешно формирует навыки самостоятельной работы, навыки исследовательской деятельности. Применяет современные педагогические технологии: игровые технологии, проблемное обучение, дифференцированное и индивидуальное, развивающее, проектные и исследовательские технологии, технология работы с одаренными детьми, информационные. Воспитывает ответственное отношение к процессу обучения.

«Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий…», – говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – старт к профессиональной карьере.
Поэтому цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:

  • реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
  • развивать творческую инициативу ученика;
  • воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Поставленные задачи решаю на всех трёх образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

  • информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
  • коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
  • социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
  • предметную (способность применять полученные знания на практике)

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • победы и призовые места учащихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от окружного до международного уровней;
  • активное участие моих воспитанников и призовые места в ежегодной неделе науки;
  • публикации творческих работ учащихся на школьном сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;
  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
  • высокое качество знаний учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (от 95% до 100%);
  • успешная социализация моих выпускников.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Я  целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Моя воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика,  максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника  в современном обществе.

Цель моей воспитательной системы – воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества. В основу моей деятельности как классного руководителя положена технология Г. Селевко «Саморазвитие личности школьника», позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных  творческих дифференцированных  индивидуальных заданий. Ученик, осознавая свою значимость,  выполняет, как правило,  задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата  своей работы (например, создание цифровых образовательных ресурсов для уроков литературы, русского языка, физики, математики, ИЗО, основ безопасности жизнедеятельности и др.). Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.

Я эффективно работаю над  формированием ученического коллектива, как постоянного, так и сменного состава; осуществляю руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное  продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. В 5 «Б» классе, классным руководителем которого я являюсь, организовано и действует самоуправление. Ребята активно участвуют во всех мероприятиях школы.

На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий я создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка; формирую у учащихся  здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности, провожу тематические классные часы о  здоровом   образе  жизни  («Здоровый образ жизни» с использованием материалов интернет-урока по антинаркотической тематике; «Познай самого себя»; «Азбука безопасности в зимний период»; «Урок безопасности»), беседы («Здоровое питание», «Профилактика гриппа»), экскурсии (г. Москва(зоопарк, цирк)), дни театра, туристические походы «Тропинками родного края», родительские собрания («Организация здорового питания подростка», «Нравственные ценности учащихся»).  В рамках программы «Здоровье» ведется мониторинг здоровья учащихся. Я организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся,  чередую различные виды деятельности (4-7 видов за урок), провожу «физкультминутки», рационально использую время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.

С целью повышения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного травматизма  регулярно провожу классные часы, викторины, настольные игры («Дорожные знаки»), инструктажи по правилам безопасного поведения на улице и правилам дорожного движения, в период замерзания и вскрытия рек и озер, акция «Внимание – дети!», способствующие    сохранению  и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, профилактике вредных привычек, правонарушений и асоциальных проявлений в детско-подростковой среде. Большое внимание уделяю защите прав и интересов обучающихся, безопасной работе школьников в сети Интернет. Третий год учащиеся участвуют в интернет-олимпиаде по безопасному использованию Интернета и мобильной связи и показывают высокое знание основных правил безопасного использования Интернета.

На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий я профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая гимназистов к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, телемосты, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы  прочно вошли в мою методическую систему.

Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности,  – электронные книги для учителей со словами благодарности, фотоальбомы для классного руководителя, поздравительные открытки для родителей – радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями. Также широко используются технологии организации воспитательной деятельности: методика коллективных творческих дел И.П.Иванова, методики организации групповой деятельности детей Н.Е. Щурковой, игровые и коммуникативные технологии. Мои ученики – активные участники дистанционного обучения, сетевых олимпиад, фестивалей, конкурсов-проектов, сетевых игр, недели  науки, конференций научного общества “Кассиопея”. Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону – родителей.

Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика,  привлекаю своих воспитанников  к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, городского парка; осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей.

Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля за  качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мною учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень его развития и образовательных достижений, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, диагностика уровня воспитанности, ведется карта мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей учащихся. Пропусков занятий без уважительных причин у моих воспитанников нет.

Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.