Портфолио Давлетшиной Резиды Рахимьяновны

Участие в конкурсах, мероприятиях: 
Инфознайка-2009 (Найди свой ответ в WWW-2009)
Аттестация: 
Первая категория
Образование: 
высшее
Башкирский государственный педагогический университет
ФИО: 
Давлетшина Резида Рахимьяновна

 Педагогическая концепция:
«Внеклассная работа по математике и информатике»

На протяжение многих лет остается нерешенной проблема качественной подготовки учащихся по математике и информатике.
 Традиционной основной формой обучения остается урок. Методическое обновление урочных занятий, их нестандартное проведение способствует активизации познавательной деятельности.
Педагогические и психологические исследования убеждают, что интерес к предмету оказывает сильное влияние на мотивацию его изучения (особенно у младших школьников), оказывает положительное влияние на результаты как в настоящем так и в дальнейшем обучении. Положительное эмоции на уроке – это залог успеха в обучении. Приобретение эмоционального опыта предусматривает определенные переживания, волевые усилия, что возможно лишь при активной мыслительной деятельности учащихся.
Под внеклассной работой по математике и информатиек понимают необязательные систематические занятия учащихся во внеурочное время.
В теории и методике обучения математике различают два типа внеклассной работы.
К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Основная цель – своевременная ликвидация (и предупреждения) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математике.
Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению математически повышенной, по сравнению с другими, интерес и соответствующие способности.
Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы являются следующие:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; 
- развитие математических способностей и мышление у учащихся;
- развитие у них умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
- разностороннее развитие личности; 
  Рассматривая содержание внеклассной работы с учащимися, необходимо включать вопросы, входящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней. Это признаки делимости чисел на 7, 11, геометрические построение при помощи одной линейки и т.п. исторические экскурсы по той или иной теме, математические софизмы, задачи повышенной трудности и т.п.
  При этом рассмотрение того или иного вопроса будет зависеть от вида и формы внеклассной работы.
  Можно выделить следующие три основных вида внеклассной работы:
1) Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых ребят к участию в олимпиадах.
2) Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы.
3) Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.
  На практике эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
  На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остается факультативы, кружки, олимпиады, недели математики, стенная печать. На занятиях кружков (факультативов) нужно проводить и математические соревнования, и игры. Они необходимы для текущего контроля степени усвоения рассмотренного материала. В качестве таких соревнований и игр наиболее часто используются:
• брейн-ринг;
• математическая регата;
• устная олимпиада;
• математическая карусель;
• математическая драка;
• конкурс «Начинающий математик»;
• математическая игра «Морской бой»;
• игра «Математик-бизнесмен» и др.
Рассмотрим в качестве примера методику проведения математического турнира.
Это соревнование парное и проводится в несколько туров среди учеников одного класса. Сначала всему классу предлагается задача. Учащиеся, сидящие за одной партой, соревнуются между собой в быстром и правильном решении. Победители первого тура разбиваются на пары и получают следующую задачу, более сложную. В третьем туре по двое соревнуются те, кто одержал победу во втором туре, и т.д. до тех пор, пока не останется четыре игрока. При удачном подборе знаний игру можно довести до полуфинала за 45 минут.
Состязание между четырьмя лучшими игроками проводится во внеурочное время в присутствие всего класса. Им предлагается уже по две задачи повышенного уровня сложности, на решение которых дается не более 45 минут.
Финал турнира проводится после уроков в несколько торжественной обстановке. О мероприятии объявляется заранее, в качестве зрителей на него приглашаются вес ученики класса, учителя и родители. Результаты турнира освещаются в школьной математической газете.
Таким образом, положительным моментом внеклассной работы можно отнести то, что ученики готовятся к нему активно, с подъемом. Каждая команда старается показать безукоризненные знания, умения, навыки, понимание математических символов, формул, терминов и т.п.
На таких мероприятиях ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; слабые школьники привлекаются к занятиям; развиваются логическое мышление, смысловая и образная память, умение работать с учебными текстами.
Такая форма работы способствует развитию различных качеств личности учащегося честности, находчивости, сообразительности, критичности мышления, скорости в отыскании ответа и т.п.



 

Повышение квалификации: 
БИРО, с 4июля по 9 июля 2005 г, специальность: информатика. Темы: "Основы алгоритмизации и программирования.Решение олимпиадных задач. Языки Паскаль и Delphi" (41 ч); "Основы изучения элементов программирования и алгоритмизации. Элементы программирования в курсе информатики" (15ч), "Электронные учебники и обучающие программы. Решение вычислительных задач"(16 ч).Всего: 72 ч
БИРО, с 19 ноября 2007 г по 24 ноября 2007 г, программе "Преподавание математики в условиях предпрофильного и профильного обучения" (72 ч)
БИРО, с 14 апреля 2006 г по 16 апреля 2006 г, по программе "Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренности детей" (72 ч)
Профессональный путь: 
учитель математики и информатики
МОБУ СОШ с. Нижнее Бобино, с 2004 г, I категория