Программа кружка дополнительного образования "Занимательная информатика"

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

1. Учебный курс Microsoft Office: Питер 2004 г.
2. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.

Задачи обучения информатике школе, связанные с

1) обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,
  • познакомить школьников с основными свойствами информации,
  • научить их приемам организации информации,
  • формирование общеучебных умений и навыков,
  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,
  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности,
  • абстрактного и логического мышления,
  • творческого и рационального подхода к решению задач.

3) воспитанием:

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
  • бережного отношения к школьному имуществу,
  • навыков здорового образа жизни.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  • создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  • владеть основами компьютерной грамотности;
  • использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов.
Срок реализации программы – 1 год:
1 (2 часа) занятие в неделю – 34 занятия (67-68 часов)

Цели кружка:

Поскольку изучение такого предмета, как информатика в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован кружок "Занимательная информатика. Работаем в программе Word ", который помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на кружке:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
  • развитие умственных и творческих способностей учащихся;
  • адаптация ребенка к компьютерной среде;
  • овладение основами компьютерной грамотности;
  • использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

Учебно-тематический план


п/п

 

Наименование тем занятийОбщее количество учебных часовВ том числе
ТеоретическихПрактических
1Вводное занятие.
Техника безопасности на занятиях кружка.
Знакомство с текстовым редактором Word.
211
2

3

Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа.413
4Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.20,51,5
5Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.20,51,5
6Оформление текста: выделение текста цветом20,51,5
7Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.20,51,5
8Нумерация и маркеры20,51,5
9Изменение формата нумерации и маркировки20,51,5
10Вставка специальных символов, даты и времени20,51,5
11Проверка орфографии и грамматики20,51,5
12Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы20,51,5
13Выравнивание текста по вертикали, установка полей, параметры печати20,51,5
14Форматирование разделов, создание и изменение нумерации страниц20,51,5
15

16

Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.413
17Используем элементы рисования: автофигуры, заливка20,51,5
18Используем элементы рисования: линии, стрелки20,51,5
19Используем элементы рисования: тени, объем20,51,5
20Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков20,51,5
21Используем элементы рисования: объект WordArt20,51,5
22Используем элементы рисования: объект Надпись20,51,5
23Создание проекта
Поздравительная открытка «С днем рождения»
2-2
24Создание проекта
Поздравительная открытка «С Новым годом»
2-2
25Создание проекта
Поздравительная открытка «8 марта – праздник весны»
2-2
26-27Работа с колонками: оформление газетных колонок413
28Создание проекта
Школьная стенгазета (в формате колонок) «День защитника Отечества»»
2-2
29Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста20,51,5
30Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек20,51,5
31Форматирование таблиц: добавление границ и заливки20,51,5
32Эффективная работа с Word: создание и переопределение стиля20,51,5
33Создание проекта «Расписание уроков»2-2
34Заключительное занятие.11-
 Итого:6715,551,5