Опыт общения с сотрудниками Управления образованием

Петр Берестов в своем блоге пишет: "29 и 30 января в городе Переславль-Залесский прошла Шестая конференция СПО в высшей школе. Я принял участие в конференции с докладом "Опыт внедрения ПСПО в образовательные учреждения". После доклада было задано много вопросов. Основной интерес вызывал опыт общения с чиновниками, директорами учебных заведений, в общем людьми от которых напрямую зависит прогресс. Хотелось бы осветить эти моменты здесь... Сразу хочу заметить, что в любом Управлении образованием есть отдел Развития образования. Вот от решения этих людей и зависит судьба перехода на СПО. Именно с ними и нужно сотрудничать. Убедить нескольких чиновников в целесообразности перехода проще, чем несколько сотен директоров из различных школ. Правильная работа с сотрудниками Управления образования может гарантировать успешность перехода. Давайте встанем на сторону чиновников и посмотрим что им нужно. 1. грубо говоря, чтобы все работало. 2. чтобы пользователи могли и умели работать. 3. они хотят платить как можно меньше. И им совершенно неважно на базе какого программного обеспечения все это будет реализовано. Вот от этих пунктов и нужно отталкиваться. Как правило сотрудники ОУ оперируют устаревшей информацией, которую черпают из различных не проверенных источников или попросту их дезинформируют . Большинство из них не использовали СПО на практике. Поэтому появляются определенные опасения по поводу перехода. Основная задача команды внедрения - ввести в истинный курс дела и реализовать поставленные задачи на практике. Итак, самые распространенные опасения это: 1. Не работают периферийные устройства. В настоящее время подобные проблемы встречаются достаточно редко. Основным аргументом является также невозможность подключить интерактивные доски. На самом деле почти все доски подключаются. К сожалению, вашим словам никто не поверит. Поэтому необходимо организовать пилотный проект в одной из школ и подключить все, что там есть ;) 2. Отсутствие совместимости форматов файлов. Почему-то считается, что OpenOffice не поддерживает форматы MS Office. Если вы слышите данное заблуждение, то необходимо его опровергнуть. Я хожу в УО с ноутбуком, а флешку с MS форматами обычно можно взять прямо в кабинете у чиновников. 3. Учителя не готовы использовать СПО. Все учителя прошли курсы по основам работы в ОС Linux. Другое дело как эти курсы были проведены... На переход было достаточно времени. Если учителя не готовы, то должны пенять только на себя. Тем не менее, необходимо провести обучение. Как правило это один из важнейших факторов успешного внедрения. 4. Linux станет платным. В первую очередь Linux является свободным и выпускается под лицензией GPL. Большинство свободных программ имеют нулевую стоимость. Есть примеры когда СПО стоит денег. Для школ по госзаказу был специально разработан дистрибутив на базе ALTLinux. Стоимость владения этим пакетом нулевая и его можно спокойно скачать из сети. Так было и так будет. Слияние Linux с Microsoft я не рассматриваю, это из области научной фантастики. 5. Отсутствие специалистов способных произвести установку и настройку На самом деле это просто отговорка. Любой инженер, который обслуживает конкретную школу, способен это сделать. Этому есть масса примеров. Я уже раз десять сталкивался c такой ситуацией, когда школы справились силами своих специалистов и отказались от предложенной помощи. В некоторых случаях проводилось обучение учителей. 6. Отсутствие методических материалов. Это полная ерунда, методических материалов предостаточно. В Школьном пакете от ALTLinux находится множество учебных программ и по каждой существуют методические материалы различного типа. У меня на ноутбуке смонтирован диск размером три гигабайта с этими материалами. Обычно я оставляю iso образ диска на флэшке или компьютере в Управлении образованием. 7. Работать в Linux слишком сложно. Сложно только на момент перехода. Большинство конечных пользователей привыкли работать по шаблону. При изменении интерфейса они впадают в ступор. В конце концов никто не заставляет бедных учителей работать в консоли, поэтому все, что необходимо - привыкнуть к новому графическому интерфейсу. Для этого необходимо провести плавную миграцию. Например сначала перейти на OpenOffice, а затем и на Linux. Известны случаи, когда просто подменялись ярлыки от OpenOffice на MS Office, при этом пользователи даже не замечали подмены. Вопрос больше психологического плана. 8. Раньше изучали windows, а теперь придется изучать Linux. Любой учитель знает что в школах изучают не конкретную операционную систему, а информационные технологии. Лучше всего для обучения использовать именно свободное программное обеспечение. Учебный процесс ограничен тем набором программ, которые в данный момент установлены в конкретной операционной системе. Например, мало школ могут позволить себе проприетарные редакторы растровой и векторной графики. Мы с вами знаем, что под Linux существуют свободные аналоги данных программ. И интерес к этим программам высок как среди учителей, так и среди учеников. Еще раз повторю, что существует множество свободных программ для обучения. Когда в школе установлен Linux, то учебный процесс ограничен желанием и возможностью конкретного учителя развиваться. 9. Документооборот с органами управления будет прерван. Министерство образования работает в ОС Windows и, конечно же, не сможет открыть файлы формата OpenOffice и возможно др. Но нужно помнить, что есть возможность в открытом офисном пакете не только открывать, но и сохранять файлы в проприетарных форматах, а также есть возможность Органам Управления перейти на OpenOffice. Учитывая, что теперь OpenOffice является государственным стандартом, гос. учреждения должны эти стандарты соблюдать. Петр Берестов, г. Асбест Свердловской обл. http://spo-school.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
Хороший материал!Доступно и конкретное объяснение. Просто некоторые учителя даже не боятся..., а просто ленятся изучать новое ПО.