Как заинтересовать школьника программированием?

Интерес к программированию у детей в обычной базовой школе практически отсутствует, задача учителя вернуть этот интерес.
Встречаются дети, которые хотели бы научиться программировать, создавать приложения для Android и iPhone, но вместо Си и Java их на уроке кормят Кумиром и Паскалем. Задача учителя объяснить, что Черепашка, Кумир и Паскаль это первые ступеньки, не преодолев которые, трудно двигаться дальше чтобы стать хорошим программистом.
 
«Зачем нам нужен исполнитель Робот? Нам это не пригодится в жизни»- возмущаются дети. Объясняю, что Робот им не пригодится, но пригодятся умственные операции. Замечательно дополнил мои мысли учитель математики Московской школы №1199 «Лига школ» Герман Григорьевич Левитас:
 
«Это похоже на то, зачем человек учится вращаться на турнике. В жизни ему делать «солнце» не понадобится, но оно очень хорошо развивает мышцы».
 
Но 6-класснику это объяснить трудно. Думаю, что интерес к программированию можно привить, создавая игровые программы. Почему бы не сделать приложение Кумир в сетевом исполнении. Например:  10 разноцветных роботов на клетчатом поле стартуют из клетки А. Каждым роботом управляет ученик из своего компьютера. Побеждает тот, чей робот быстрее доберется до финиша(клетка В). А чтобы быстрее добраться нужно уметь создавать «быстрые» программы, с использованием циклов и подпрограмм. На следующем уровне можно уже добавлять стенки, радиоактивные клетки и т. д.

Как правило программирование понимают лишь малая часть обучающихся. В среднем, не более 20% учеников. По опыту знаю, что те, кто задают вопросы: "а зачем на то, а зачем нам это?" либо просто хотят отлынить от учебы, либо хотят поболтать и пофилософствовать.

Проблема мотивации появляется в классах старшего звена. С младшими проблем зачастую не возникает. Они могут увлеченно программировать в Кумире, Логомирах, поляковских Исполнителях (http://kpolyakov.narod.ru/school/robots/robots.htm), KTurtle довольно долго и с интересом.

Однако со временем и этот интерес пропадает. Поэтому нам, как учителям необходимо расти - изучать возможности новых языков и сред разработки. Например, я в качестве эксперимента давал в одном классе вместо привычного паскаля, скриптовый язык среды Flash ActioScript 2.0. Получаются очень интересные и яркие проекты.

На крайний случай можно показать пару интересных программ в Delphi. Для старших классов это было бы интересно. Так же старшеклассникам можно показывать PHP - буквально пару занятий. Одному ученику я показал пару приемов в PHP и как запустить локальный сервер, далее дал ему простое задание, с которым он справился, прошло уже 5 лет и он все еще меня благодарит за то, что я ему показал пару занятий, теперь он работает в веб-студии программистом.

Тут главное, чтобы интерес у учащихся был не поддельный. А не возмущения ради возмущений. Научиться всегда можно и даже без учителя. Меня никто никогда не учил, как нужно программировать. Сейчас полно электронных книг, целых видеокурсов, онлайн занятий если не поленится и сесть за изучение, то ваши ученики будут приятно удивлены, что вмесо робота и черепашки вы им дадите как написать нереально простой и крутой скрипт на Python например.

И сетевой кумир лучше делать не на скорость. А на оптимальность кода. Данные о кодах будут отправлятся на сервер и ученики будут видеть таблицу лучших (оптимальных) решений.

Подшил пост в Методику http://www.oivt.ru/page/metodika

 

--------
Ильфат Рифатович Исмагилов