Цели и задачи школьного образования

 

Образование – это то, что остается у нас после того,

когда мы забудем всё, что учили в школе.

 А. Эйнштейн

 

 

Цели и задачи школьного образования

 

       Этот афоризм Альберта Эйнштейна есть гениальная по своей точности и краткости формула   образования. Что же остается у нас, когда мы забудем всё, чему нас учили в школе и институте?

    В книге «Психология развития ребенка» Л.С. Выгодский пишет: « В образовательном процессе образование не главное, а главное – это созревание психологических функций».

        Так что же такое образование, что у нас должно остаться после школы.

        Это, прежде всего созревание нравственных качеств личности, развитие и созревание психологический функций,[i] умение трудиться,  навыки самообразования, кругозор, а  всё вместе это и есть гармоничное развитие личности.

 

  1. Самое важное из всего того, что должно быть заложено в человека - это  нравственные качества личности. Ибо безнравственный человек опасен, как для самого себя, так и для всего окружающего мира и является  источником  зла.  Нравственность, в моем понимании, это такие взаимоотношения с окружающим Миром, которые созидают гармонию или хотя бы её не разрушают. Свободным может быть лишь тот человек мысли и желания, которого находятся в гармонии с окружающим Миром. Гармония это когда каждый заботится о благе всех и все о благе каждого.   Гармония и красота это слова синонимы. Красота - это та же гармония, гармоничное сочетание  красок,  линий, объектов пейзажа, интерьера  и.т.д.  «Красота спасет мир!»  Ф.М. Достоевский.

     

  1. Честность и любовь к истине   важнейшие категории нравственности.  Ложь и лицемерие – главные враги нравственности, которые незаметно для нас  стремятся исказить и представить всякое безнравственное  нравственным, и тогда высказывание, «Благими намерениями вымощена дорога в ад» получает реальное воплощение. Человек думает, что он творит добро, а на самом деле, зло.

 

  1. Любовь к труду одна из добродетелей нравственности, без которой  невозможно научится организованно и эффективно трудится. Выполняя работу нужно стремиться сделать её так, чтобы перед Богом было не стыдно за результаты своего труда. Те,  кто умеет выполнять порученное дело подобным образом всегда будут востребованы в обществе. Мир так мудро устроен, что безнравственность, представляющая собой опасность, блокируется ленью со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому бесполезно заставлять лентяя трудится, нужно  работать с его нравственностью.

 

  1. Знания, полученные в школе и институте, малопригодны для их практического применения в жизни, и требуют зачастую для их применения углубленной проработки и дополнения. Если информация была не востребована в течение  2-3 лет и более, то она забывается, распадаясь на отдельные фрагменты, а также  устаревает.  Поэтому главное приобретение, которое должны получить учащиеся в школе и институте, это навыки самообразования.   Как писали великие педагоги Ушинский К. Д., Сухомлинский В.А. и другие – «нужно учиться  учиться».               

  Главным препятствием в приобретении этих навыков школьниками является зубрежка, как господствующий до сих пор метод обучения  в школе  и   институте. Зубрежка приводит к тому, что человек надеется на свою память и не развивает у себя навыки поиска и обработки информации. У учащихся  зубрежка формирует некий комплекс неполноценности, «я этого не знаю или не помню, значит не смогу, тупиковая ситуация».

 

Особо важную роль в приобретении навыков самообразования  играет умение моделировать. Моделирование – это аналог нашего мышления усиленный применением различных современных информационных технологий  Моделирование  многократно усиливает возможности (способность) мышления человека. В настоящее время моделирование является основным научным и наиболее эффективным методом познания мира.

 

Наиболее эффективным методом  в плане приобретения навыков самообразования является проектный метод  обучения, когда учащиеся, выполняя проект, самостоятельно  приобретают необходимые знания – моделируют и разрабатывают алгоритмы (технологии) применения этих знаний для получения желаемого результата. Особенно полезны групповые проекты  в процессе выполнения, которых  формируются навыки работы в коллективе, взаимопомощь, ответственность не только за свои, но и за общие результаты. 

При выполнении учащимися групповых проектов  раскрываются их новые качества и способности, проявляются лидеры. Воспитание лидеров – особо важная  задача школы и всего общества.

Роль учителя  в организации проектной деятельности учащихся это:

  1. Подготовить и выдать соответствующее задание, консультировать и направлять;
  2. Учить:
    • находить нужную информацию;
    • обрабатывать информацию и выделять главное;
    • разрабатывать и создавать модели;
    • разрабатывать алгоритмы выполнения проекта,  исполнять алгоритмы;
    •  оценивать результаты своего проекта;
  3. Оценивать результаты, поощрять, вдохновлять.

Навык самообразования - это, прежде всего умение решать задачи, которые   перед нами постоянно ставит жизнь, так как от качества их решения зависит качество нашей жизни. 

     

  1. В процессе образования мы получаем много различной информации, часто задумываемся о том, а зачем всё это нужно.  Чем больше информации, тем шире кругозор, который помогает нам ориентироваться в мире информации – выбирать наиболее кратчайшие пути для поиска нужной информации. Зачастую даже обрывки знаний помогут быстро выбрать правильный путь к решению задачи, но без навыков самообразования все эти обрывки могут так и остаться обрывками, а время, проведенное в школе напрасно потерянным. Чем шире кругозор человека – больше знаний, тем выше качество моделирования, т.к. чем больше используется информации тем выше вероятность создания более правильной и точной модели.     

 

 5. Информатика  важный знаниеобразующий предмет.

     Знания, которые мы получаем в школе, должны быть не просто свалены в кучу, а представлять собой базу данных, т. е образовывать некую систему, с помощью  которой можно быстро и легко находить нужную информацию.  При приобретении знаний мы формируем те навыки базы данных на которые в дальнейшем будем опираться.   Это могут быть какие-то  постоянные и обновляемые источники  в глобальной сети Интернет. Например, Википедия и др. Поэтому важно уже в школьном возрасте  научиться пользоваться более солидными источниками информации нежели учебники.

  Жизнь наша постоянно ставит перед нами задачи, которые мы должны решать, а при решении любой задачи  необходимо уметь выполнять основные этапы решения задачи - моделирования и создания алгоритма. Моделирование и алгоритмика -  основные разделы  курса информатики.  Моделирование  один  из основных инструментов в приобретении навыков самообразования и развития мышления.